О КОРОНАВИРУСЕ, ДЕТЯХ И ПАНДЕМИИ ТРЕВОГИ
Не думала писать пост на тему коронавируса, но...
Приходит ко мне на днях вечером моя двенадцатилетняя дочь и говорит: "Ты знаешь, мам, что-то такое странное со мной последнее время происходит. Вот сегодня еще только вторник, а я уже все уроки до следующего понедельника сделала. Я теперь все делаю заранее и не ложусь спать, если есть еще что-нибудь, что можно сделать, доучить. Так странно: раньше я часто выполняла домашние задания в последний момент..."
"Бедненькая моя, ты должно быть просто тревожишься", - отреагировала я и пошутила: "ну ничего, навязчиво учить уроки полезнее, чем руки мыть до боли". "Такое у меня тоже начиналось, но совсем чуть-чуть", - доверительно поделилась со мной дочь.
Я отложила свою работу: похоже, тревоги у дочери было, действительно, больше, чем она могла легко переварить. Это уже не казалось смешным - важно было разобраться, в чем проблема, с чем она связана.
Мне казалось, что в нашей семье нет паники по поводу эпидемии и всего вокруг нее, хотя, конечно, общая тревога не может не ощущаться, ну и пожилые родственники и страх за них у нас тоже есть. С введением самоизоляции жизнь нашей семьи тоже особо не поменялась, разве что кружки и музыкальная школа отменились. Дети у меня на семейном обучении, все идет обычным чередом, тем более, что последний месяц мы и так почти не выходили из дома: сначала у нас дома все по очереди болели краснухой, потом ОРВИ. В результате мне даже сразу в голову не пришло, что беспокойство дочери может быть связано с происходящим вокруг.
Но оказалось, что это именно так. Пугающая информация просачивается ото всюду: на всех он-лайн уроках обязательно говорят о коронавирусе, в музыкальной школе на последнем уроке хора учительница оказывается, вообще, была в панике; открывая компьютер невозможно избежать новостных заголовков и т.д.
Мир захлестнула тревога, даже паника. А тревога очень заразна, пожалуй, заразнее любого вируса, так как передается бесконтактным путем. Поэтому, кстати, если вы чувствуете, что паника завладевает вами, то первое, чем стоит себе помочь - это ограничить чтение новостей.
"Вирус тревоги" поражает всех: и взрослых, и старых, и детей, но, в отличие от ситуации с COVID-19, именно дети оказываются особенно незащищенной категорией населения. Дети, в силу своей незрелости, не имеют ресурсов справляться с тревогой своими силами. Их ресурс – это устойчивые взрослые, способные обеспечить им спокойствие и безопасность. И если взрослые сами в тревоге, то дети теряют опору и доверие к миру.
Мои московские клиенты на днях рассказывали о том, как запасались продуктами, готовясь к карантину. «И даже наш сын, - делились они, - тоже достал свои накопленные деньги, накупил на них разных сладостей и сделал свой собственный запас". Супруги рассказывали об этом с гордостью, расценивая поведение сына как признак взросления и сознательности. Я же думаю, что ребенок просто чувствует себя небезопасно, видит панику родителей и заражается ею.
Пандемия тревоги в первую очередь опасна для тех, кто и так склонен тревожиться, но, в целом, затрагивает каждого. Тревога, совсем как и вирус, каждого бьет по слабому месту. Кто-то боится заболеть, кто-то мирового заговора, кто-то голода, кто-то находиться в изоляции, кто-то падения курса валюты, кто-то сам уже не знает чего...
Но я про детей задумалась.
Даже многие взрослые сейчас плохо понимают, что с ними происходит. Кто-то может стал более раздражительным, кто-то пошел скупать туалетную бумагу, кто-то усиленно наводит дома порядок, кто-то навязчиво читает бесконечную новостную ленту, кто-то бьется насмерть за то, что ничего страшного не происходит… далеко не все взрослые понимают, что так проявляется у них тревога. Тем более дети. Дети просто чувствуют и реагируют. Кто-то капризничает, кто-то становится особенно послушным, кто-то запасается как родители, кто-то хуже спит, у кого-то поднимается температура и т.д… И мы не всегда осознаем, насколько происходящее в мире влияет на наших детей, и как они нуждаются в помощи. Я вот не сразу это поняла.
Две простые вещи помогут нашим детям чувствовать себя спокойнее.
Первое - помогает понимать, что собственно со мной происходит. Когда беспокойство перестает быть беспредметной тревогой и становится страхом, связанным с конкретными вещами, уже становится легче. Когда я боюсь чего-то конкретного, я могу на это смотреть и искать способы справиться с ситуацией; в крайнем случае я могу принимать ситуацию и отпускать, это тоже помогает. Но если я не понимаю, от чего мне так не по себе, то я беспомощен и мне становится хуже и хуже. С детьми можно разговаривать про страх, играть в то, чего они боятся, рисовать, лепить – таким образом мозг будет перерабатывает пугающую информацию.
Второе - про устойчивого взрослого. Он ребенку в тревожное время особенно необходим. Другой вопрос - как найти эту устойчивость в себе?… Может быть делиться и получать поддержку у супруга, может использовать различные техники саморегуляции, может быть проявлять мужество просто выдерживая страх, не прячась и не отворачиваясь от него… Но не важно сколько беспокойства у меня внутри, ребенку я должен транслировать сообщение «все хорошо, ты в безопасности, все под контролем».
Задача кажется почти не выполнимой, когда внутри полным полно тревоги. Но на самом деле мы в состоянии справиться с ней: у нас все для этого есть, все дано от природы, надо только начать.
Мы так устроены: способность заботиться, защищать, поддерживать, быть опорой для ребенка даже в тревожные времена, встроена в наше существо. Начиная успокаивать ребенка, мы вдруг обнаруживаем в себе эту способность. Более того, позиция спокойного уверенного взрослого, если мы делаем усилие и занимаем ее, параллельно открывает огромные ресурсы для собственной саморегуляции и психологического равновесия. Кстати говоря, это работает не только с детьми: попробуйте успокоить кого-нибудь, когда самому страшно; утешить, когда самому нелегко; и вы увидите, как включается этот удивительный механизм – чем больше отдашь, тем больше получаешь, тем спокойнее и увереннее начинаешь себя чувствовать. Это часть нашей природы. И поэтому - это простой и очень действенный способ помочь себе и своим детям справится с беспокойством.
Захожу вчера поздно вечером на кухню, дочь не спит, но уже и уроки навязчиво не делает. Теперь она читает Пушкина «Пир во время чумы» и сочиняет песни про пандемию.🤭
"Ну, - думаю, - это куда более адаптивный способ перерабатывать страхи".